Компания «ДомСтрой» занимается не только строительством, но и предоставляет другие услуги. Одной из них является сдача дома в эксплуатацию. Это целый комплекс мероприятий, связанных с документальным оформлением объекта, строительство которого уже завершено. В Украине этот процесс регулируется на законодательном уровне, а документы, подтверждающие ввод домов в эксплуатацию – это юридическое подтверждение того, что строительство завершено.
Почему так важно введение в эксплуатацию дома
Необходимо понимать, что введение в эксплуатацию дома – это заключительный этап строительства и одновременно начальная фаза, связанная с функционированием здания, включающая в себя подключение:
- электроснабжения;
- канализации;
- водоснабжения;
- системы отопления;
- вентиляции и т. д.
Если отсутствуют документы для сдачи дома в эксплуатацию, то владелец не сможет законно оформить возведенный объект на себя, продать, подарить, сдать в аренду строение или зарегистрироваться по этому адресу. Ознакомившись с ЗУ «О регулировании строительной деятельности», не должно возникать вопроса – нужно ли вводить дом в эксплуатацию. Ведь на основании этого закона проведение такой процедуры обязательно для каждого строительного объекта, и это касается не только нового строительства, но и реконструкции зданий.
Процедура сдачи дома в эксплуатацию зависит от того, к какой категории сложности относится объект. Если это частный дом, то он имеет класс последствий СС1, и получение всей последующей документации основывается на декларации готовности объекта. Трудности с проведением этого процесса обычно связаны с тем, что отсутствует опыт в выполнении подобных работ, бюрократией, отдельных случаях коррупции и несовершенством системы градостроительства.
Способы, как сдать дом в эксплуатацию в Украине
Объекты разной категории имеют различные варианты ввода в эксплуатацию. Существует упрощенный и сложный способ:
- Упрощенный. Такой способ применяется, когда выполняется строительство несложных зданий, класс последствий которых СС1 или же основанием является строительный паспорт. К таким объектам относятся:
- частный дом;
- гараж;
- дача;
- хозяйственные постройки.
Их общая площадь не должна превышать 500 м2. В ходе этой процедуры владелец получает строительный паспорт, уведомление о том, что начались строительные работы. Далее идет техпаспорт, регистрация в ГАСК с декларацией, что вводится дом в эксплуатацию. После этого присваивается почтовый адрес и выдается документ о праве собственности.
- Сложный. Здесь процедура применяется к тем постройкам, которые невозможно оформить по упрощенному способу. Дополнительно это объекты СС2, СС3. В такой ситуации получают градостроительные условия, ограничения, заказывают проект, который должен иметь авторский и технический надзор и только потом в ГАСИ получают разрешение, позволяющее выполнять строительные работы.
Когда такие работы выполнены, должен приехать инженер БТИ, который после обследования объекта выписывает разрешение на получение технического паспорта. Потом нужно написать заявление, чтобы объект приняли в эксплуатацию и выдали сертификат. И только в завершении всех процедур присваивают почтовый адрес и выдают документ о праве собственности.
Какие нужны документы для введения дома в эксплуатацию
В зависимости от типа сооружения, от проблематики объекта могут понадобиться различные документы, необходимые для ввода дома в эксплуатацию. Минимальный набор документов в этом случае:
- паспорт, ИНН;
- для юридического лица – учредительные документы;
- техпаспорт;
- документы на участок, которые могут быть представлены в виде Извлечения, Государственного акта, свидетельства о праве собственности;
- документы, подтверждающие право собственности на объект недвижимости;
- строительный паспорт, а если его нет, то градостроительные условия, ограничения;
- уведомление о том, что начинаются строительные работы или же разрешение на строительство.
Как ввести частный дом в эксплуатацию в Украине: пошагово
Ввод частного дома в эксплуатацию – это важный момент в жизни каждого застройщика. Как правило, этот этап занимает немало времени и требует соблюдения определенных правил и условий. И независимо от того, будут ли это дома в колониальном стиле или просто обычный дачный дом, необходима процедура ввода дома в эксплуатацию. Нужно ее рассмотреть более детально и поэтапно, чтобы не пропустить важных моментов.
Первый этап – оформление земельного участка
Перед тем, как ввести в эксплуатацию дом, нужно убедиться в том, что в наличии есть все правоустанавливающие документы. Также важно, чтобы строительство выполнялось на земельном участке в соответствии с его целевым назначением. Если имеется извлечение из Госреестра, справка из Госреестра, Государственный акт на земельный участок или договор о купле-продаже, то с этим моментом все в порядке.
Следующий шаг – это проверка того, есть ли кадастровый номер. Кадастровая карта доступна для всех, поэтому проверить наличие номера не составит труда. При отсутствии кадастрового номера придется вызывать геодезистов, чтобы составить проектную документацию. Это обязательные условия сдачи дома в эксплуатацию, при этом стоимость присвоения такого номера будет зависеть от многих факторов:
- местоположение участка;
- площадь территории;
- наличие документации, необходимой для проекта;
- сроки исполнения работ;
- сложности ситуации на местности.
Второй этап – получение строительного паспорта
Чтобы ввести дом в эксплуатацию в Украине, необходим строительный паспорт. Его можно получить, если:
- объект не превышает допустимую площадь;
- имеет не более двух этажей;
- дополнительно может иметь мансарду и цокольный этаж (не входят в общее количество этажей).
При превышении допустимой площади потребуются градостроительные условия, а перед тем, как ввести частный дом в эксплуатацию в Украине, нужно еще внести паевой взнос. Для получения строительного паспорта придется собрать большое количество документов:
- копия паспорта, ИНН;
- копия генплана;
- топографическая съемка;
- копии документов права собственности, техпаспорт, если проводится реконструкция зданий;
- если есть совладельцы, то документально подтвержденное согласие;
- эскизные намерения;
- проект строительных работ;
- технические условия подключения коммуникаций;
- если есть необходимость – копия статута дачного или же садового товарищества.
Третий этап – получение разрешения на строительство
Перед тем, как сдать дом в эксплуатацию в Украине, потребуется получить разрешение для проведения строительных работ. Получить его можно, если подать уведомление о начале работ в ЦНАП по месту жительства. Образец такого уведомления есть на сайте ГАСИ – Государственной архитектурно-строительной инспекции. Довольно часто при самостоятельной подаче уведомления его отклоняют из-за минимальных ошибок при заполнении документа. Но его можно подать снова, ответ владелец участка получает через 2-4 недели. Проверить полученное разрешение можно на сайте ГАСИ в реестре разрешительных документов.
Четвертый этап – строительные работы
Логично, что сдача в эксплуатацию частного дома невозможна без строительства этого дома. Все работы, независимо от того, кто их будет выполнять – владелец или строительная компания, должны проводиться в соответствии с данными, представленными в строительном паспорте и в проектной документации. Даже монолитная плита фундамента или материал, используемый для кровли, должны применяться в соответствии с вышеперечисленными документами. Также обязательно нужно придерживаться всех строительных норм, правил, соблюдать правила отступов от других построек, соседних участков и дорог.
Пятый этап – техпаспорт
Когда дом полностью построен, имеет крышу, окна, двери, установлены перегородки и лестницы между этажами, имеется внутренняя (пусть даже черновая) отделка, то приходит время получить техпаспорт. Штукатурить внешние стены или выполнять отделку фасадов на данном этапе необязательно. Ввод в эксплуатацию частного дома без получения технического паспорта невозможен. Заказать техпаспорт можно и в коммунальном БТИ, и в частной компании. В первом случае услуги обойдутся дешевле, а во втором – быстрее. Если заказывать документ онлайн, то через 2-3 дня он будет доставлен на дом.
Шестой этап – введение дома в эксплуатацию
На этом этапе должна быть полная готовность дома для сдачи в эксплуатацию. Для этого в ЦНАП подается типичная форма, при этом последовательность действий у владельца построенного объекта такая же, как и при подаче уведомления для начала строительства. Декларацию можно получить не ранее 2 недель с момента подачи. В Центре административных услуг могут отказать неограниченное количество раз, но и подать декларацию снова тоже можно сколько угодно раз. И только после того, как на введение дома в эксплуатацию документы (регистрация) готовы, на сайте ГАСИ владелец объекта может увидеть уникальный номер своего строения.
Седьмой этап – почтовый адрес
Уже понятно, с чего начать строительство дома, чем его закончить, но остается еще несколько нерешенных вопросов. Один из них – получение почтового адреса. Он присваивается не только участку, но и возведенному дому. После того, как был выполнен ввод в эксплуатацию дома, владелец обращается в местные органы с такими документами:
- техпаспорт;
- задекларированная декларация;
- паспортные данные;
- правоустанавливающие документы на участок.
Владельцу объекта выдается форма заявления, которую он заполняет. При этом нужно обязательно уточнить, когда будет рассматриваться заявление и через какой период времени можно забрать готовый документ.
Восьмой этап – время регистрировать право собственности
Когда практически все документы для введения дома в эксплуатацию готовы, остается завершающий этап. Это оформление права собственности на возведенный объект. Такую процедуру выполняет или государственный регистратор, или нотариус. Владелец или совладельцы предоставляют свои паспортные данные, ИНН, и всю необходимую информацию по объекту недвижимости. Весь процесс регистрации занимает 5-6 дней, по истечении которых выдается Извлечение из Госреестра прав на недвижимость. Именно с этого момента человек становится полностью законным владельцем дома.
Так ли уж нужен ввод в эксплуатацию дома?
Для жилого дома, который был на реконструкции или возведен с нуля, официальное оформление является обязательным. Выше детально описана процедура, что нужно, чтобы сдать дом в эксплуатацию. Но на территории земельного участка могут быть и другие строения. Нужно ли каждое такое сооружение подвергать подобной процедуре? Нет, но перечень таких объектов ограничен Постановлением №406 (7.06.2017 г.):
- навесы;
- лестницы;
- гаражи;
- беседки;
- летние душевые;
- навесы;
- теплицы;
- туалеты;
- выгребные ямы;
- заборы.
Также в этом Постановлении есть и другие объекты, с перечнем которых можно ознакомиться самостоятельно. Единственное условие – это отсутствие фундамента у таких строений.
Вывод
Процедура, как ввести дом в эксплуатацию, стала более понятной, но от этого она не стала легче. Придется потратить немало нервов, сил и времени на то, чтобы пристально изучить этот вопрос, вникнуть во все детали и, наконец-то, стать полноценным владельцем собственного дома. На все это придется потратить немалые средства, хотя это и меньше, чем цена строительство домов. В любом случае перед строительством в бюджет нужно закладывать и эту статью расходов.
Если вас не прельщает перспектива хождения по различным инстанциям и ожидания готовности документов, то специалисты компании «ДомСтрой» смогут взять эти заботы на себя.